Автор цитат: Протопоп Аввакум



Разумныи! Мудрены вы со дьяволом! Нечего рассужать. Да нечева у вас и послушать доброму человеку: Все говорите, как продавать, как куповать, как Есть, как пить, как баб блудить, как робят в олтаре за афедрон хватать. А иное Мне и молвить тово сором, что вы делаете: знаю все ваше злохитрство, Собаки, ***и, митрополиты, архиепископы, никонияна, Воры, прелагатаи, другия Немцы русския.
Пояснение к цитате: Из письма своим гонителям, митрополиту Павлу Крутицкому и архиепископу Илариону Рязанскому. [Прелагатай — передатчик чужих речей, переносчик, соглядатай, лазутчик. Афедрон (греч.) — задний проход.]
№ 432919   Добавил MegaMozg 11-12-2021 / 07:54
А Пашков меня же хочет опять бить: «Ты-де над собою делаешь за посмех!» И я паки свету-богородице докучать: «Владычица, уйми дурака тово!»
№ 432918   Добавил MegaMozg 11-12-2021 / 07:45
Таже с Нерчи реки паки Назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о Лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные Люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же Человек на нея набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, Прости!» А протопопица кричит: «Что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: «Долго ли Муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: « Добро, Петровичь, ино еще побредем».
Пояснение к цитате: Восточная одиссея Аввакума, выступившего против церковной реформы патриарха Никона, началась ссылкой в Тобольск. Здесь Аввакум продолжил публично клеймить «новины» Никона, и его решают сослать ещё дальше – в Якутск, причём с запретом на богослужение. Аввакум успел доехать лишь до Енисейска. Здесь его настиг новый приказ: с воеводой Афанасием Пашковым идти за Байкал — покорять Даурию. Из-за катастрофической нехватки кадров в этих краях на оппозиционность Аввакума закрыли глаза. Близ нынешней Читы казаки восстанавливают сожжённый тунгусами Иргенский острог, идут дальше на восток. В 1658 году Пашков восстанавливает Нерчинский острог. Только в 1660 году Пашков наконец решает вернуться на Иргень. Аввакум так описал эту дорогу...
№ 432917   Добавил MegaMozg 11-12-2021 / 07:39