Марк Аврелий. К самому себе (№ 336714)

Ищут себе уединенных мест в деревне, на берегу моря, в горах. Привык и ты сильно тосковать по этому. Только слишком уж это пошло, ведь можно в какое угодно Время уединиться в себя. Ибо нигде не находит Человек более спокойного и мирного убежища, кроме как в собственной душе, особенно Если этот человек имеет внутри себя то, погрузившись в созерцание чего он тотчас оказывается в состоянии полного покоя. Покоем же я называю не что иное, как Порядок [внутри]. Поэтому постоянно предоставляй себе такое Убежище и обновляй себя самого. Пусть будут краткими и элементарными основные положения, которых, стоит им возникнуть, будет достаточно, чтобы очистить Тебя от любого недовольства и Вернуть Назад уже не раздражающимся от того, к чему ты [постоянно] возвращаешься [мыслью]. Ведь что тебя раздражает? Порочность людей? Приняв в соображение Мысль о том, что разумные Существа созданы друг для другого, и что Терпимость Есть Часть справедливости, и что ошибаются они невольно, и что сколько уже живших во вражде, подозрительности, ненависти, сварах умерли [ «протянули Ноги»], обратились в Пепел, перестань наконец раздражаться. Но ты недоволен еще и тем, что тебе уделено целым? Так возобнови [в уме] обе Возможности: либо Провидение, либо Атомы, и Все Другие Доказательства, из которых явствует, что Мир подобен городу. Но тебя волнует телесное? Прими тогда в соображение, что разумение, если оно Однажды собрало себя [воедино] и осознало собственную силу, не смешивается с ровно или порывисто движущимся дыханием,* и все, что ты слушал о страдании и наслаждении и с чем согласился. Но, может быть, тебя терзает Тщеславие? Приглядись, как быстро все забывается и как зияет Бездна беспредельной вечности по ту и по сю сторону твоей Жизни, и как пуст [посмертный] отзвук, и как переменчиво и неразборчиво Мнение тех, которые кажутся славословящими, и как узко Пространство, которым ограничивается [твоя Слава]. Ведь и вся Земля - Точка, а уж какой маленький ее уголок [составляет] это Место. И Потом, сколько их и каковы они, славословящие тебя? Итак, впредь не забывай об уходе в эту часть себя самого и Прежде всего не разбрасывайся и не напрягайся, но будь свободен и смотри на Вещи как Мужчина, как человек, как гражданин, как смертное Существо. А среди самых употребительных Истин, к которым ты должен обратиться, пусть будут Эти две. Первая - что вещи не касаются Души, но стоят незыблемо вовне, сумбур же возникает только от одного внутреннего их восприятия. Вторая же - что все, что ты видишь, очень скоро подвергнется превращению и не будет Больше существовать. И [постоянно размышляй над тем] скольких многих превращений свидетелем ты уже был. Мир - это Изменение, Жизнь - Восприятие.
Пояснение к цитате: * Согласно киренаикам и эпикурейцам, ровное и плавное движение души («дыхания») – это наслаждение, а порывистое и резкое – это страдание. Таким образом, Марк Аврелий хочет сказать, что разумение может быть выше как наслаждения, так и страдания.
№ 336714   Добавил MegaMozg 06-08-2018 / 23:02

Оставить комментарий:

Ваше имя:
E-mail:

Ваш e-mail является приватным и не будет опубликован в комментарии.